Традиции, связанные с Храмовой горой, признаются тремя основными религиями, благодаря чему это место является столь святым. Краеугольный камень, расположенный под Наскальным куполом, на иврите называется Эвен ха-Штия, по-арабски — эс-Сахра. В третий день сотворения Господь именно эту скалу взгромоздил мир. На этом же камне Авраам намеревался принести Исаака в жертву Всевышнему, но его руку остановил Господь. С этим связана идентификация этой горы как места с названием Мория.
Жертвоприношение Исаака имеет большое значение не только в иудаизме. Для христиан сын Авраама является олицетворением первой, несостоявшейся жертвы за человечество, предтечи Иисуса. На этом Краеугольный камне спал Иаков, бежавший от гнева Исавы. При царе Давиде на него восстал ангел Господень, когда город был поражен мором. На него царь Давид водрузил Ковчег Завета, который перенес из Кирьят-Йеарим. При Втором Храме, во времена царя Соломона на нем зиждилась Святая Святых — Кадош ха-Кдушим. Да и сам Иерусалим, святую столицу Израиля, царь Давид основал именно здесь из-за близкого расположения к святому месту. Сотни кубометров грунта были насыпаны здесь царем Соломоном для выравнивания места и укрепления горы под постройку Храма.
Одновременно с этим была насыпана и перемычка между горой и тем холмом, где стояла цитадель Давида. Финикийские архитекторы построили Храм из ливанского кедра, который был специально доставлен морем из Финикии. Кроме того на отделку Храма пошло большое количество золота и серебра. Постройка была ориентирована на восток-запад, а ее вход был расположен напротив Масличной горы. Система дворов включала в себя Святая Святых, общий, мужской, еврейский. В Святую Святых каждый год в Йом Кипур входил главный коэн. В самом Храме приносилась в жертву рыжая телица и один из двух козлов. Второй назывался козлом отпущения. Первый Храм был разрушен в 587 году д.Н. э. захватившим Иудею царем Навуходоносором.