Мифологии разных народов мира рассказывают нам о легендарных и фантастических существах и предметах, которые обладают священными, сакральными свойствами, и с незапамятных времен являются объектами поклонения и восхищения. Среди прочих, свое заслуженное место в списке реликвий занимают священные горы. Не тяжело понять причину поклонения, ведь эти грозные исполины издавна были окружены ореолом тайн и загадок.
Своя священная гора существует и в народной традиции башкиров. Имя этой священной горы – Иремель. Еще в доисторические времена кочевники-башкиры восхищались Иремелем, вершина которого буквально горела в ярких лучах солнца в часы рассвета.
Даже тогда, когда на землю опускались сумерки, вершина Иремеля продолжала сиять, отсвечивая последние солнечные лучи заката. В непогоду с вершины Иремеля нисходили
молнии и гром, прохладным летним утром от вершины по склонам горы спускался туман.
Все это предопределило появление суеверий, связанных с этой горой, на которой, якобы, живут боги, управляющие погодой и судьбами людей. К слову, древний пантеон башкиров включал в себя двенадцать богов Зимы и Лета, Дождя и ветра, Воды и травы, Земли и Скота, Дня и Ночи, а также богов Жизни и Смерти. С течением веков этот пантеон расширялся, и на священной горе Иремели находили пристанище все новые божества.
По священным тропам, идущим к вершине Иремеля, башкиры возносили богам самые разнообразные приношения и подарки. Причем это была прерогатива отдельных, наиболее уважаемых людей. Для простого люда вход на священную гору был закрыт.
После того, как в среде башкир получил распространение ислам, культ священной горы Иремеля стал постепенно исчезать, однако, до сих пор для многих людей, проживающих в окрестности горы, она считается объектом средоточия сверхъестественных сил, которые могут сделать человека счастливым, либо, наоборот, принести в его семью несчастье и, даже, смерть.